сегодня: 08.06.2023

[сделать стартовой]

Рубрики
Общество
Экономика
Политика
Спорт
Наука
Культура
Образование
Здравоохранение
Информационные технологии
Силовые структуры
Криминал
Происшествия
Экология
Недвижимость
Нск-риэлт
Байкал
Национальные проекты
Лес - богатство Сибири
Нефть и газ Сибири
Сибирский уголь
Научно-технический прогресс
Сибиряки
Мир вокруг нас
Интервью
Актуально

Сибирский федеральный округ
Наука и жизнь

Луна образовалась в результате ядерного взрыва


Видеокамеры для "супермена"


"Конец света" в прямом смысле слова


Земные океаны и атмосфера появились благодаря метеоритной бомбардировке


Солнце на Земле


Искусственный интеллект совсем рядом



ТОП-20 инженерных чудес света



Четвероногий друг


Новости Байкала

2021-11-10 07:25:00 /РИА "Сибирь" /Томск

В Томске обсудили новую роль учителя в онлайне и в цифровом мире





Конференция о работе с молодыми людьми в цифровом пространстве прошла в Томском государствнном университете в сотрудничестве с Гёте-институтом. На мероприятии выступили эксперты в области цифровых коммуникаций и образования из Германии и России.

В настоящее время именно цифровое пространство и онлайн-каналы коммуникации в основном определяют потребление информации, ценности, поведение и общение детей и молодежи. Сотрудники ТГУ - заместитель директора Института образования ТГУ Сергей Степанов и магистрантка философского факультета ТГУ Ульяна Матюшенко - рассказали о новой роли преподавателя в цифровом образовании, а специалисты из Германии - о своих проектах и формах развития медиаграмотности.

Сергей Степанов исследует цифровую дидактику - отрасль педагогики, которая изучает, как правильно организовать образовательный процесс в условиях цифровизации общества. Как отмечает Степанов, в этих условиях усиливается необходимость получить важный навык - селф-скиллз (навыки самоорганизации).

"Если раньше эксперты говорили о важности хард- и софт-скиллов (профессиональных и гибких навыков), то теперь важны селф-скиллы. Это навык самостоятельности - и он о том, насколько хорошо человек понимает себя и управляет собой, - объясняет Сергей Степанов. - От педагога это требует отдельного внимания, а от ученика - отдельных ресурсов, но в эпоху цифрового образования способность самостоятельно получать знания и ориентироваться в них становится критически важной".

Онлайн-платформ для образования становится всё больше, множество качественных дисциплин цифровизуются: курсы американских университетов можно спокойно изучать, живя в России, и наоборот. Роль учителя как исключительного транслятора знаний нивелируется, подчеркивает Степанов.

"На таком количестве платформ красиво - с глубиной, подсветкой схем и с диктором - знания передаются на гораздо более глубоком уровне, чем на занятиях у обычного педагога. Цифровая платформа перехватила функцию, которая раньше была жизнеобеспечивающей", - добавляет Сергей Степанов.

Человеческое в человеке остается за учителем. Можно передавать информацию через какие угодно тренажёры, но но если некому провести учеников в этот мир, некому их заинтересовать, то никакой тренажер работать не будет, считает Сергей Степанов. Новая роль учителя - крайне важна.

"Для хорошей работы мышления бесполезно запугивать ученика, нужно сопровождать его и быть для него партнёром и тьютором", - резюмирует он.

Медиаобразование в Германии: как правильно работать с технологиями.

Немецкие специалисты из фонда «Цифровые возможности» и центра "Хорошее взросление с медиа" рассказали о своих кейсах по развитию медиаграмотности и работе с цифровыми технологиями среди подростков.

"Работа с цифровыми технологиями помогает преодолеть формальные барьеры в образовании. Молодёжи часто трудно даются классические форматы образования: им сложно сконцентрироваться, слушать и усваивать информацию. Нужны другие подходы, чтобы осваивать мир и отвечать на вопросы. Это равенство шансов для всех детей в будущем, и это открывает новые перспективы для их идей", - говорит представительница фонда Сандра Либендер.

Её коллега Лаура Хенш поделилась, как их фонд вовлекает детей в цифровые технологии. На занятиях ребята создают музыку с помощью обычных предметов, используют цифровую реальность и разные приложения с AR, конструируют самодельные гаджеты и электрические цепи.

"Детям предоставляется оборудование, чтобы они совместно что-то придумали, сделали какой-то проект в ходе семинаров, например, работали со звуком или программировали, использовали AR", - пояснила Лаура Хенш.

Сабрина Кёнке из проекта "Гармоничное взросление с медиа" занимается развитием медиаграмотности среди детей и подростков. Проект информирует, обучает тому, как правильно работать с технологиями, медиа, СМИ и другими сферами, которые касаются интернета.

"У нас работают 26 локальных сетей в Германии: мы предлагаем дни медиаобразования, творческие медиапроекты, информацию о том как пользоваться СМИ, защищать свои данные в интернете", - рассказала Кёнке.

Этика в традиционном образовании предполагает, что преподаватель находится как бы сверху, задаёт ученику вопросы, определяет систему его оценивания, оперативно замечает эмоциональное состояние учеников в группе. В этом - гибкость учителя, объясняет магистрантка ТГУ Ульяна Матюшенко. Ученик в традиционном образовании находится в подчиненном положении, но в дистанционном формате его позиция меняется - в онлайне он может уклониться от ответа учителя и коротко ответить в чат, а может просто подключиться к занятию и присутствовать на нём только формально. Кроме того, динамичность онлайн-занятия сильно меняется. Во время дистанционного контакта учителю непонятно, в каком эмоциональном состоянии находятся ученики. Всё это сдвигает традиционные положения преподавателя и ученика и ставит их на более равные позиции.

"Этика дистанционного образования предполагает отношения партнёрства и наставничества. Когда учитель не видит перед собой класса, нужна принципиальная смена формата. Нужно уметь договариваться и работать командой. Роль учителя здесь - партнёр", - говорит Ульяна Матюшенко.

Согласно опросу, который провела Светлана Логинова из РГППУ, ученикам также важен контакт с преподавателем — им очень нужна его поддержка для погружения в знание. И только после этого ученика интересует дружба с одноклассниками, качественный ремонт аудиторий и современное оборудование. Однако держать контакт при онлайн-образовании преподавателю всегда сложнее: через вебкамеры трудно уловить настроение учеников, степень их понимания темы и другие аспекты.

Чтобы лучше имитировать живое общение, Ульяна Матюшенко предлагает: использовать разные инструменты, которые помогут ученикам лучше общаться с преподавателями. Вроде Kahoot - это игровая обучающая платформа, позволяющая в начале занятия предложить ученикам отметить их самочувствие и в зависимости от ответов менять курс занятия. Также в платформу встроены игры, возможность соревноваться и получать баллы за работу. Ещё одна удобная платформа для занятий - Mentimeter. Он также позволяет несколько раз на одно занятие провести опрос среди учеников: узнать, что они думают о той или иной проблеме или насколько хорошо они понимают материал занятия. Также желательно включать камеру всем участникам занятия и использовать микрофон чаще, чем чат. Важно стимулировать инициативу учеников. Можно использовать платформу Class Dojo, которая позволяет отправлять ученику личную награду - значок, который отображается на общей виртуальной доске.

Источник: https://www.tsu.ru/

 



Cмотрите также:  Образование  Томская область
Поиск по сайту
Сохраним Байкал!

Экологический кризис на Байкале: новый эпизод с сине-зелеными водорослями
Все о клещах

Новосибирские ученые: как уберечься от заболеваний, переносимых клещами

Планета Земля

2036 год: Апофеоз или Апокалипсис?


Катастрофы: возможность или неизбежность
О проекте Контакты Партнеры  
Rambler's Top100
Copyright © 2004-2021 РИА "Сибирь"
E-mail: rian@cn.ru
Телефон: 8(383) 214-20-12