сегодня: 29.11.2021

2021-09-07 07:25:00 /РИА "Сибирь" /Томск

В Томске ученые надежно "упаковали" изотоп актиния для противораковой терапии

Ученые Томского политехнического университета вместе с коллегами из российских исследовательских центров предложили улучшенный вариант наноупаковки для радиоактивного изотопа актиний-225, применяемрнр в противораковой терапии. Исследователи разработали нанокапсулы и новый метод "упаковки" в них изотопа. Они надежнее аналогов удерживают актиний внутри, минимизируя риски высвобождения побочных продуктов распада, токсичных для живых клеток. Результаты исследования опубликованы в журнале ACS Applied Materials & Interfaces (IF: 9,229; Q1).

Изотоп актиний-225 при распаде испускает альфа-частицы и считается крайне перспективным радиофармпрепаратом для лечения различных видов онкологических заболеваний, в том числе на последней стадии. Это связано с тем, что радиус альфа-излучения меньше, чем в случае с бета-лучами, поэтому оно «бьет» точнее в раковые клетки, не задевая здоровые. Но у актиния-225 есть серьезный недостаток: при его распаде образуются токсичные дочерние изотопы - франций-221 и висмут-213. Они накапливаются в печени, почках и селезенке. Именно это сдерживает широкое применение актиния в клинической практике.

"Внимание ученых и врачей приковано к актинию еще и потому, что он считается универсальным изотопом, то есть его в теории можно использовать для лечения различных типов онкологических заболеваний. Но все упирается в его токсичность. Здесь есть две задачи: быстро доставлять актиний к раковым клеткам, одновременно уберегая пациента от побочных продуктов альфа-распада. И сейчас в мире нет полностью отработанной технологии, позволяющей это сделать, - говорит один из авторов статьи, ведущий научный сотрудник исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ Александр Тимин. - Самым разумным считается подход, когда изотоп упаковывают в капсулу из биодеградируемого полимера, который с течением времени распадается в организме на безвредные элементы".

По словам исследователя, обычно для упаковки используется физический метод. Изотоп просто смешивают с полимерными сферами. Так он остается на поверхности и частично проникает в поры.

"Такая конструкция не очень надежна. Мы же подключили химию. Сначала мы связали изотоп с молекулой альбумина. Затем эту пару мы поместили в полимерный раствор, в котором альбумин образовал прочную ковалентную связь с полимером, то есть буквально окружил сферой белок и изотоп вместе с ним. Использовали мы коммерчески доступный полимер на основе полипептидов и полисахаридов", - говорит Александр Тимин.

Для экспериментальной части исследования актиний-225 наработали специалисты Физико-энергетического института имени А. И. Лейпунского (входит в структуру госкорпорации "Росатом"). Сами капсулы синтезировали ученые Томского политеха, они же проводили процесс "упаковки".

"Период полураспада актиния-225 — десять дней, а капсула остается стабильной как минимум две недели. Это подтвердили эксперименты", - поясняет ученый.

Эксперименты на лабораторных мышах проводились на базе Российского научного центра радиологии и хирургических технологий имени академика А. М. Гранова в Санкт-Петербурге. Ученые работали с клетками, пораженными меланомой, - раком кожи.

"Исследование показало, что по сравнению с аналоговыми системами, когда использовался физический метод связи, наши капсулы позволили повысить терапевтический эффект актиния до 40%. Данные «в пробирке» показали, что стабильность наших капсул выше на 70-80%. Данные на животных продемонстрировали накопление препарата в почках не более 5% от общего объема, при аналоговых системах накопление составило 30-35% и до 50%. Это свидетельствует о том, что капсула удерживает побочные продукты достаточно надежно для потенциального применения в клинических исследованиях. Однако сначала капсулы должны пройти стадию доклинических испытаний. Для их проведения мы сейчас ищем исследовательский центр", -добавляет Александр Тимин.

Справка.

Актиний-225 - радиоактивный нуклид актиния-225. Впервые был обнаружен в 1947 году как продукт распада урана-233.

Источник: https://news.tpu.ru/news/2021/09/03/39005/