сегодня: 03.07.2022

2020-12-27 11:41:00 /РИА "Сибирь" /Томск

В Томске ученые узнали, как "обманутый" иммунитет помогает разным типам опухоли

Сотрудники лаборатории трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины Томского госуниверситета обобщили результаты собственных исследований и проанализировали все имеющиеся на сегодня данные о роли перепрограммированных клеток иммунитета в развитии рака молочной железы, толстой кишки, легкого, простаты, яичников. Использование этих данных поможет врачам-клиницистам в поиске новых мишеней для иммунотерапии и подборе персональной терапии для пациентов, которая может не только увеличить выживаемость, но и повысить шансы на полное излечение. Проект поддержан научным фондом ТГУ имени Д. И. Менделеева. Статья опубликована в высокорейтинговом журнале Frontiers in Oncology

"Макрофаги - клетки врождённого иммунитета – одни из главных защитников нашего организма, - рассказывает кандидат медицинских наук, сотрудник лаборатории трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины ТГУ, младший научный сотрудник НИИ онкологии Томского национального исследовательского медицинского центра Ирина Ларионова. - Именно макрофаги играют большую роль в адекватном ответе организма на "вторжение" любых чужеродных агентов, включая раковые клетки. Но опухоль может перепрограммировать макрофаги и "привлечь" их на свою сторону. Тогда клетки иммунитета меняют фенотип на проопухолевый и становятся уже не защитниками, а врагами - поскольку опухолеассоцированные макрофаги (ОАМ) помогают злокачественному новообразованию расти и метастазировать (образовывать вторичные очаги)".

Опухоли могут возникать в любом органе, при этом они имеют тканеспецифичные особенности - свою специфику развития, течения заболевания, лечения и прогноза. Функции макрофагов и их характеристики в опухолях разной локализации также различны. Учёные лаборатории трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины ТГУ выяснили особенности поведения перепрограммированных макрофагов при нескольких типах рака, лидирующих в структуре заболеваемости и смертности россиян.

Так, рак легкого занимает первое место, рак молочной железы – второе среди женщин, рак толстой кишки стоит на пятом месте. Вместе с тем эти опухоли очень часто метастазируют, и в них обнаруживается большое количество макрофагов.

"Анализ опубликованных данных показал, что при всех типах рака, кроме рака толстой кишки, большое количество макрофагов связано с метастазированием и плохим прогнозом, - говорит Ирина Ларионова. - При раке толстой кишки ОАМ, напротив, играют защитную роль, поскольку их присутствие ассоциировано с благоприятным течением заболевания. Это интересный факт, который, конечно, требует дальнейшего изучения механизмов, почему именно при данной локализации макрофаги могут противодействовать опухоли".

Также были собраны данные о роли ОАМ в метастазировании рака яичника. У больных с данным типом заболевания начиная со второй стадии часто развивается асцит - скопление жидкости в брюшной полости, последствие опухоли. Было обнаружено, что макрофаги, выходящие в асцитную жидкость, могут связываться с опухолевыми клетками и помогать им проникать в кровеносные сосуды и мигрировать, образовывая вторичный очаг – метастаз. В дальнейшем исследователи планируют подробнее изучить функции таких групп клеток, чтобы найти способ их нейтрализации.

"Рак молочной железы (РМЖ) характеризуется значительным разнообразием, так называемой гетерогенностью, - поясняет Ирина Ларионова. - Опухоли не однородны и различаются по многим характеристикам, таким как молекулярный профиль, расположение опухолевых клеток, взаимодействие опухолевых клеток и клеток воспалительного инфильтрата. Установлено, что связь макрофагов с темпами развития заболевания зависит от опухолевой гетерогенности. Например, наиболее агрессивная форма РМЖ - трипл-негативный рак - характеризуется наибольшим количеством макрофагов и их связью с метастазированием".

Собранные данные позволят ученым понять закономерности связи макрофагов с опухолевым ростом, метастазированием и прогнозом онкологического заболевания, а также выявить пробелы в данной области и сконцентрироваться на изучении еще не открытых закономерностей. Эти данные будут служить платформой для разработки как критериев прогноза заболевания, так и новых подходов к терапии рака, основанных на блокировании функции опухолеассоциированных макрофагов.

Лаборатория трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины создана ТГУ совместно с Томским НИМЦ. Руководитель лаборатории - приглашенный профессор из Германии Юлия Кжышковска - известна в научном мире как один из ведущих специалистов в области изучения молекулярных механизмов воспаления, лежащего в основе формирования и прогрессии злокачественных новообразований и сердечно-сосудистых заболеваний, а также в основе ответа организма на имплантируемые материалы.

Коллектив лаборатории - большая междисциплинарная команда специалистов в области клеточной и молекулярной биологии, онкологии, иммунологии, химии и биоинформатики.

Источник: http://www.tsu.ru/news/uchyenye-uznali-kak-obmanutyy-immunitet-pomogaet-r/