сегодня: 27.11.2020

2020-10-30 11:23:00 /РИА "Сибирь" /Томск

В Томске ученые предложили концепцию лазерного скальпеля с "кривым" лезвием

Ученые Томского политехнического университета с участием Саратовского госуниверситета вместе с коллегами из Тайваня предложили, как создать лазерное "лезвие" для медицинского скальпеля с заданной кривой формой с помощью фотонного "крючка".

Сейчас существуют лазерные скальпели только с осесимметричной формой области фокусировки, то есть лезвие у них цилиндрическое. По мнению ученых, изменение формы лезвия расширит возможности применения лазера в медицине, при этом оно примерно в два раза тоньше цилиндрического варианта. Концепция и ее обоснование опубликованы в Journal of Biophotonics (IF: 3,032; Q1).

Лазерный скальпель — хирургический инструмент, с помощью которого разрезают или удаляют биологические ткани за счет энергии лазерного излучения. Луч резко повышает температуру на ограниченном участке ткани - она может достигать 400°С. При такой температуре облучаемый участок мгновенно сгорает. При этом лазер сразу «запаивает» мелкие кровеносные сосуды по краям разреза. Лазерный скальпель делает очень тонкие разрезы, уменьшает кровотечение, а само излучение абсолютно стерильно.

"У обычного хирургического скальпеля есть самые разные формы лезвия под специфические задачи. У лазерных скальпелей такого многообразия нет, точнее, пока есть только одна форма локализации излучения - осесимметричная.
Поэтому мы предложили простой способ, как сделать форму наконечника изогнутой с помощью фотонного "крючка" - это новый тип искривленного самоускоряющегося светового луча, по форме напоминающий крючок. Ранее мы теоретически предсказали и подтвердили экспериментально существование такого «крючка»", - говорит руководитель проекта и один из авторов статьи, профессор отделения электронной инженерии ТПУ Игорь Минин.

Обязательный элемент лазерного скальпеля - световод для передачи энергии лазера. На его конце формируется лазерный сфокусированный пучок длиной несколько длин волн. С его помощью хирург производит необходимые манипуляции. Стандартный материал для световода - оптоволокно.

"Чтобы искривить лазерный луч, мы предложили одно из возможных простых решений: на конце оптоволокна разместить амплитудную или фазовую маску. Это тонкая пластинка из металла или диэлектрического материала, вроде стекла. Маска перераспределяет поток энергии внутри волокна и формирует криволинейную область локализации излучения на конце оптоволокна, то есть фотонный "крючок". Моделирование показало, что такое изогнутое лезвие имеет длину до 3 миллиметров, его толщина порядка 500 микрон (100 микрон - толщина человеческого волоса - ред.) при длине волны 1550 нанометров. То есть мы добавляем один маленький элемент, никак не затрагивая общую конструкцию устройства и принцип его работы, и получаем изменения только в области окончания оптоволокна (на наконечнике). Меняется форма и толщина лезвия: оно тоньше осесимметричного варианта примерно в два раза", - поясняет Игорь Минин.

В опубликованной статье исследователи представили теоретическое обоснование концепции, и сейчас они готовятся подтвердить ее экспериментально. Пройдут эксперименты на базе Национального университета Ян-Мин (Тайвань).

Работы выполняются при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. (№ 20-57-S52001).

Источник: https://news.tpu.ru/news/2020/10/29/36908/