2020-09-24 08:24:00 |
/ | РИА "Сибирь" | / | Томск |
|
В Томске ученые ТГУ нпучат дрона-курьера прокладывать маршрут без помощи GPS
Томский госуниверситет и госкорпорация "Геоскан" заключили соглашение о сотрудничестве. Томские ученые и специалисты крупнейшего российского разработчика беспилотных летательных аппаратов создают интеллектуальные системы управления дронами. В частности, в рамках проекта "Умный кампус" партнёры решают технические задачи, которые позволят обеспечить автономность передвижения дрона даже без наличия GPS-сигнала, точность доставки груза, а также сведут к минимуму погрешности, возникающие при посадке.
"Партнёр ТГУ - компания "Геоскан" - предоставила университету новую платформу с высокими функциональными возможностями, - рассказывает декан факультета инновационных технологий ТГУ Станислав Шидловский. - В частности, этот дрон может работать при низких температурах - до минус 40 градусов, а его грузоподъемности при абсолютной стабильности полета, в том числе в ветреную погоду (до 15 м/с), достаточно для решения широкого спектра задач. Несомненное преимущество данной летной платформы заключается в ее адаптации под выполнение задач в климатических условиях нашей страны, чего нельзя сказать про активно используемые в мире платформы компании DJI".
Сейчас учёные ТГУ разрабатывают для беспилотника интеллектуальную надстройку: занимаются решением технических задач, которые до сих пор оставались нерешёнными. Среди них проблемы, возникающие на "последней миле".
Компьютерный "мозг" летающего курьера переводит всю его работу в автоматический режим. Сложность заключается в доставке от сортировочного центра до порога потребителя. Многие крупные мировые фирмы и ритейлеры привлекают «на службу» беспилотники, но «последнюю милю» до заказчика по-прежнему проходит человек. Одним из серьёзных технических ограничений является наличие неустойчивого GPS-сигнала либо его временное отсутствие.
Ученые создают сложные алгоритмические решения и системы ориентации, которые позволят беспилотнику самостоятельно прокладывать маршрут, используя карту населенного пункта. Системы технического зрения, которые также разрабатывают на ФИТ, помогут дрону-курьеру обходить высокие дома, провода и другие препятствия.
Наряду с этим отрабатывается точность посадки. У большинства разработчиков погрешность составляет около пяти метров. Чтобы её уменьшить, можно использовать дорогостоящую систему DRTK GNSS, которая, используя дополнительную наземную станцию, шлет дрону поправки к GPS-координатам.
"Мы решили использовать принципиально другой подход, – объясняет Станислав Шидловский. - Места посадки оборудовали инфракрасными маяками, которые хорошо видны для беспилотника при любой погоде и служат ему прекрасным ориентиром. В перспективе зоны посадки с инфракрасными маяками могут стать частью любой городской территории".
В конце марта 2020 года дрон-доставщик уже прошёл первые успешные испытания на территории кампуса ТГУ: доставил несколько грузов, в том числе монографию о робототехнике, из главного корпуса университета в студенческий жилой комплекс "Парус". В апреле были проведены испытания в интересах жителей Томской области: в поставленные задачи входила транспортировка груза медицинского назначения через реку Обь (в районе пос. Победа).
В августе сотрудники университета провели новую серию тестов, во время которых воздушный курьер возил грузы из главного корпуса ТГУ в общежития "Парус" и "Маяк", а также в институт военного образования ТГУ.
Стоит отметить, что для наращивания интеллекта дрона-курьера сотрудникиТГУ используют научный задел, накопленный в ходе работы по созданию дрона-охотника. Этот проект был выполнен в 2017-2019 годах при поддержке Минобрнауки РФ. В настоящее время АО "НИИ ПП", выступавшее индустриальным партнером, занимается коммерциализацией результатов проекта. Источник: http://www.tsu.ru/
Cмотрите также:
Наука
Томская область
|