сегодня: 25.09.2020

2020-07-31 07:16:00 /РИА "Сибирь" /Красноярск

Красноярские ученые создают систему жизнеобеспечения человека в космосе

Разработка системы жизнеобеспечения человека для длительных космических миссий - один из наиболее известных проектов красноярских ученых. Очередным этапом в создании технологии полного замыкания биологического цикла стала работа по оптимизации переработки растительных остатков.

Ученые Института биофизики Красноярского научного центра СО РАН  предложили использовать полностью окисленную солому пшеницы для восполнения минеральных элементов в почвоподобном субстрате. Такой подход обеспечивает растения необходимыми питательными веществами и повышает урожайность. Результаты исследования опубликованы в журнале Life Sciences in Space Research.

Биолого-технические замкнутые системы жизнеобеспечения человека предназначены для создания и поддержания благоприятных условий жизни на других планетах или в длительных космических полетах без зависимости от доставки грузов. Такие системы работают на принципах внутреннего круговорота с регенерацией кислорода, очисткой воды и производством пищи в результате биологических процессов.

Одним из главных источников питания и углеводов в системах жизнеобеспечения человека может быть пшеница, однако довольно большая часть биомассы этого растения не потребляется человеком.

В результате, в уже проведенных экспериментах БИОС-3 в России и "Лунный дворец" в Китае солома пшеница стала одним из основных растительных отходов. Её довольно сложно переработать из-за ее химического состава и высокого содержания лигнина – «одеревеневших» растительных клеток, что является серьезным препятствием для повторного использования содержащихся в ней минеральных элементов.

В замкнутых системах жизнеобеспечения растительные остатки можно употреблять для создания почвоподобного субстрата. Предварительные эксперименты показали, что он поддерживает жизнь растений, если сохраняется баланс между скоростями потребления минеральных элементов растениями из субстрата и их восстановления микроорганизмами из растительных остатков. Однако в условиях системы жизнеобеспечения такой баланс трудно контролировать из-за биологических особенностей субстрата.

Ученые из Красноярского научного центра СО РАН (федерального исследовательского центра) предложили использовать полностью окисленную до растворимых минеральных элементов солому пшеницы в качестве минеральной добавки к почвенному субстрату. Это позволило повысить продуктивность растений и стало основой для новой стратегии переработки растительных отходов в замкнутых системах жизнеобеспечения.

Перед добавлением соломы в почвоподобный субстрат её окисляли до усвояемых форм под действием электрического тока в водном растворе перекиси водорода. Исследователи проверили разные степени разложения соломы. Добавление недостаточно окисленной соломы привело к девятикратному снижению урожайности культивируемых растений. По мнению ученых, это произошло из-за образования недоокисленных продуктов реакции, имеющие подавляющее воздействие на растения. И чем больше была недоокислена солома, тем выше концентрация таких веществ. Полностью окисленная солома увеличила урожайность в три раза. Это связано с повышением содержания доступного азота в субстрате, а также калия, фосфора и серы.

Такой подход при создании неограниченно долго работающей замкнутой системы порождает еще одну проблему. Для окисления большого количества соломы требуется много перекиси водорода, производство которой энергоемко. К тому же добавление полностью окисленной соломы может повредить основу почвоподобного субстрата, поскольку он состоит из смеси растительных отходов на различных стадиях своего разложения.

"Мы думаем о том, чтобы разделить солому на две части: одну можно полностью минерализовать перекисью водорода, а другую добавлять в субстрат для сохранения его структуры. Реализация этой стратегии станет целью дальнейших исследований по улучшению корневого питания растений, культивируемых на многократно используемых субстратах в системах жизнеобеспечения", - поделился планами научный сотрудник Института биофизики Красноярского научного центра СО РАН, кандидат биологических наук Владимир Величко.

Об этом сообщили в группе научных коммуникаций Красноярского научного центра СО РАН (федерального исследовательского центра).

Cмотрите также:  Наука  Красноярский край