сегодня: 13.07.2020

[сделать стартовой]

Рубрики
Общество
Экономика
Политика
Спорт
Наука
Культура
Образование
Здравоохранение
Информационные технологии
Силовые структуры
Криминал
Происшествия
Экология
Недвижимость
Нск-риэлт
Байкал
Национальные проекты
Лес - богатство Сибири
Нефть и газ Сибири
Сибирский уголь
Научно-технический прогресс
Сибиряки
Мир вокруг нас
Интервью
Актуально

Сибирский федеральный округ
Наука и жизнь

Луна образовалась в результате ядерного взрыва


Видеокамеры для "супермена"


"Конец света" в прямом смысле слова


Земные океаны и атмосфера появились благодаря метеоритной бомбардировке


Солнце на Земле


Искусственный интеллект совсем рядом



ТОП-20 инженерных чудес света



Четвероногий друг


Новости Байкала

2020-04-24 14:13:00 /РИА "Сибирь" /Томск

В Томском госуниверситете тестируют новые образовательные модели в формате 2+2+2





Подразделения Томского государственного университета представили новые образовательные модели, которые можно реализовывать в формате 2+2+2. О возможности перехода высшего образования на новую систему, при которой студент может менять направление обучения как после бакалавриата, так и после 2-го курса, заявил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию в январе 2020 года.

Система 2+2+2 уже используется в ведущих университетах Европы, США, Китая и Японии, частично она представлена и в некоторых российских вузах. В ТГУ несколько лет тестируются новые образовательные модели. Вуз одним из первых в стране запустил реинжиниринг образования для разных специальностей с учетом особенностей классического университета.

Гибкий подход

Новые запросы рынка труда подразумевают, что высшее образование должно быстро реагировать на эти изменения: в подходах, технологиях, скорости подготовки специалистов. Объявленная президентом новая модель бакалавриата и магистратуры 2+2+2 возникла как реакция на эти требования. С другой стороны, специалисты отследили и запрос студентов: они настроены на раннюю профессионализацию и стремятся как можно скорее выйти на рынок труда и хорошо зарабатывать. Новая система должна стать более динамичной и более открытой для изменений.

В этой системе студенты смогут менять свою специализацию не только после бакалавриата, то есть при переходе в магистратуру, но и после 2-го курса. Для этого должны быть разработаны "точки входа" во все программы и переходные периоды, которые позволят студенту при смене направления комфортно влиться в новую специальность.

"Основное противоречие, которое мы наблюдаем сейчас: как совместить запрос на раннюю профессионализацию с возможностью гибко менять траекторию обучения. Если выбирать какой-то единый подход, то на одном курсе оказываются талантливые школьники, четко сделавшие свой выбор и готовые к учебе на конкретную профессию, и те студенты, которые не до конца осознали, правильный ли выбор они сделали - и им нужны возможности для маневра. Недовольными при едином подходе останутся и работодатели. Сейчас обсуждается уже не только модель 2+2+2, но и другие: 1+3 - широкое ядро (общеобразовательная программа) и 3 года профессионализации; 1+2+1 - широкое ядро (общеобразовательная программа), 3 года профессионализации и две специальности на выходе; 1+3 - возможность смены образовательного трека после 1 курса профессиональной школы", - отмечает проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков.

Сила классического университета в разнообразии: поскольку одна модель не может быть применима к разным факультетам, в университете тестируют несколько вариантов. 

Что предлагается?

Это модель профессиональной школы и модель "широкого бакалавриата". В ТГУ уже несколько лет реализуются три пилотные программы, на которых отрабатываются указанные модели. Высшая школа журналистики (ВШЖ) и Высшая IT-школа (HITs) запустили программу профессиональных школ, а факультет исторических и политологических наук пошел по пути создания широкого бакалавриата.

Все эти "пилоты" объединяет одна система координат, для молодого специалиста - выпускника университета - становятся важными три типа компетенций: hard skills – актуальные профессиональные навыки; soft skills - навыки, определяемые текущей социальной ситуацией: коммуникации, умение решать проблемы, умение продуктивно действовать в ситуации неопределенности; self skills - навыки, позволяющие человеку строить свою индивидуальную образовательную и жизненную программу: самоопределение, самоорганизация, самообразование.

"По содержанию концептуальное ядро всех тестируемых образовательных моделей одно – три типа компетенций. Различаться эти модели будут тем, на что делают ставку разработчики конкретной программы. Например, в программах на основе концепта Liberal Arts делается ставка на self skills, проектно-проблемное обучение Problem based learning – на soft skills, профессиональные школы, конечно, во главу угла ставят hard. Но так или иначе в программах ТГУ будет использоваться вся тройка. При этом особенность нашего прочтения такой компетентностной модели - для каждого типа компетенций в университетском образовании надо стремиться формировать и соответствующий тип мышления", - комментирует  директор научно-образовательного центра "Институт инноваций в образовании" Елена Суханова.

Высшая школа журналистики

Это старший и младший бакалавриат. Новую модель в ВШЖ запустили на программе бакалавриата "Журналистика и новые медиа".

"На первом шаге нам много пришлось сделать "поверх" учебного процесса: создавать дизайн программы совместно с партнерами (ТАСС, ВГТРК и другими), провести ряд пилотных чемпионских проектов высокого уровня - это многочисленные айпад-приложения, получающие призы на всемирных конкурсах дизайна и цифровой журналистики, фестивали документального кино и фотографии и дизайна, центр европейской фотографии. Они заставили обратить внимание на новую программу и придали весомость практической подготовке. Наша профессиональная школа журналистов - это продвинутое проектное обучение, избыточная образовательная среда, которая значительно превышает по времени и объему учебный план. Это особый стиль – мы назвали его "фестивальным" - проведения программы и реализации ее ключевых элементов", - объясняет декан факультета журналистики и руководитель ВШЖ Илья Мясников.

Программу условно можно поделить на две части: младший бакалавриат (1-2 курс), где даются универсальные компетенции, идет начало профессионализации, постановка мышления и деловой культуры. Старший бакалавриат посвящен углублению профессионализации, взаимодействию с предприятиями, исследовательским навыкам, основам управленческих знаний. С 3-го курса становится возможна индивидуализация - через систему миноров, гибкое совмещение работы и учебы. Бакалавриат "поставляет" в компании линейных сотрудников по оптимальной стоимости (с перспективой роста в магистратуре). Кроме того, для ФЖ важно, что старшие бакалавры становятся амбассадорами новых подходов в медиасреде.

HITs: три разных трека

На направлении подготовки "Программная инженерия" в ТГУ три года выстраивают профессиональную школу, ориентируясь на пул промышленных партнеров, которые обеспечивают занятость выпускникам. Таким образом студенты изначально настроены на профессиональный рынок, а сама школа может решать проблемы сообщества.

"Школу можно построить тогда, когда у сообщества есть запрос на кадры: вы забираете издержки на обучение сотрудников и даете им сотрудников, – говорит академический руководитель HITs Олег Змеев. - И тем, кто пришел за профессией, нужно показать, что они могут эту профессию получить. В HITs для этого есть внешний контроль качества – реальное собеседование на реальную позицию юниора в ИТ-компанию".

Профессиональная школа строится на режиме 2+2: за первые 2 года студенту даются базовые профессиональные навыки и базовое мышление. Первые два года в этом случае собираются вокруг профессиональных дисциплин, хотя и soft skills, и self skills уделяется достаточно много внимания. Делается это за счет других форм организации образовательного процесса (групповая работа, «аналитическая история» и другие форматы). Отдельное внимание в HITs уделяется постановке мышления: текущий набор инструментов программной инженерии рассматривается как пример конструктивного мышления.

Но по окончании этих лет можно дифференцировать подготовку студентов: кто выбрал профессию – идет на профессиональный трек в реальные компании. Кто выбирает исследовательский трек – получают более фундаментальную подготовку и может идти в лаборатории ТГУ на научно-исследовательские междисциплинарные проекты. Например, сейчас HITs сотрудничает с лабораторией больших данных и физическими лабораториями университета. Часть студентов могут пойти на инновационный трек, для них школа должна сформировать индивидуальные образовательные траектории.

ФИПН: широкий бакалавриат

Факультет исторических и политических наук выбрал заход на широкий бакалавриат: первый год программа идет одинаково для всех направлений, ставятся soft и self навыки. Далее два года длится major - основная специализация. Еще год отводится на дополнительную специализацию. В результате, как подчеркивает декан факультета Жанна Рожнева, студенты получили способность быстро адаптироваться на рынке, меняться, переучиваться, у них расширился спектр возможного трудоустройства.

"Ключевая ценность классического университета - ставка на разнообразие. Если в университете появится сеть профессиональных школ, которые гибко реагируют на запросы индустрий, это усилит нашу конкурентоспособность. Сколько таких школ, какие смешанные модели могут быть – пока еще предмет обсуждения, - уточнил ректор ТГУ Эдуард Галажинский. - Фундаментальное образование - наше преимущество, именно оно дает возможность достраивать программы".

В университете отмечают, что для полноценного внедрения новых моделей необходимы новые рамочные стандарты и матричная система управления программами, факультетами, университетом.

Добавим, что к обсуждению различных образовательных моделей в ТГУ привлекают студентов, которые станут соавторами и соисследователями этих процессов.

 

Источник: http://www.tsu.ru/news/



Cмотрите также:  Образование  Томская область
Архив
пн вт ср чт пт сб вск
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Поиск по сайту
Что? Где? Когда?
****

2 августа 2020 года Сибирский международный марафон в Омске состоится, сообщили организаторы

*****

24-28 сентября 2020 года в Иркутске пройдет кинофестиваль "Человек и природа"

******

С 5 по 11 октября 2020 года в Иркутске пройдёт чемпионат мира по хоккею с мячом

******
Сохраним Байкал!

Экологический кризис на Байкале: новый эпизод с сине-зелеными водорослями
Все о клещах

Новосибирские ученые: как уберечься от заболеваний, переносимых клещами

Планета Земля

2036 год: Апофеоз или Апокалипсис?


Катастрофы: возможность или неизбежность
Реклама

Универсальная вебкамера за 1190 рублей, функция автоматической записи
*******
О проекте Контакты Партнеры  
Rambler's Top100
Copyright © 2004-2020 РИА "Сибирь"
E-mail: rian@cn.ru
Телефон: 8(383) 214-20-12