сегодня: 25.05.2020

2020-03-10 15:35:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

Новосибирские ученые открыли влияние света на наноэлектромеханические системы

Ученые Института физики полупроводников имени А. В. Ржанова СО РАН и Новосибирского госуниверситета работали с наномеханическим резонатором, который представлял собой очень тонкую (сотни нанометров) колеблющуюся "подвешенную" полупроводниковую мембрану. При воздействии на нее светом выяснилось, что добротность - одна из основных характеристик резонатора - изменилась и не вернулась к прежнему состоянию после "выключения" светаРезультаты работы опубликованы в журнале Applied Physics Letters, статья вошла в число лучших материалов в издании.

Наноэлектромеханические системы (НЭМС) позволяют исследовать свойства физических величин в наномире. Например, с помощью НЭМС можно измерить массу единичной молекулы. Изучение и создание НЭМС - один из трендов современной физики, однако в России этой тематикой занимаются лишь несколько научных групп, одна из которых работает в Институте физики полупроводников СО РАН.

Нанорезонатор обладает собственной частотой колебаний (резонансной частотой). Она меняется под действием внешних сил, например веса молекулы, и это можно измерить. Также нанорезонаторы способны преобразовать энергию колебаний в оптический сигнал или «уловить» появление новых молекул в исследуемой среде и, соответственно, могут использоваться как сенсоры для распознавания крайне малых количеств вещества.

"Факт того, что в результате светового воздействия поменялась добротность устройства - удивителен, и ранее его никто не наблюдал. Нанорезонаторы часто исследуют с помощью оптических методов, теперь очевидно, что это не всегда корректно: проводя измерение, мы влияем на саму изучаемую систему. Добротность - одна из самых значимых характеристик резонатора: чем она выше, тем лучше задана резонансная частота устройства, а значит тем точнее можно измерить с его помощью нужные физические величины. Поэтому понимание механизмов, которые определяют добротность, имеет ключевое значения для изучения и разработки нанорезонаторов", - говорит научный сотрудник лаборатории неравновесных полупроводниковых систем института, кандидат физико-математических наук Андрей Шевырин.

Для создания нанорезонатора в описываемой работе использовалась полупроводниковая многослойная структура на основе арсенида галлия  с двумерным электронным газом. При помощи ряда процедур один из промежуточных слоев — жертвенный - избирательно вытравливался и, таким образом, удавалось "подвесить" тонкую полупроводниковую мембрану над подложкой. Колеблющаяся мембрана - это и есть резонатор.

Свойства полупроводниковых наноструктур с двумерным электронным газом, квантовыми нитями и квантовыми точками - состояниями, в которых движение электронов ограничено (квантуется) в одном или нескольких направлениях - предмет активного интереса в современной физике. А если эту систему дополнительно еще «заставить» колебаться, то обнаруживаются новые эффекты, недоступные при исследовании в статичном состоянии.

"Эффект изменения добротности - “замороженный”, т.е. нанорезонатор "помнит", что на него воздействовали светом и не возвращается в прежнее состояние. Раньше наблюдалось похожее явление - "замороженной" фотопроводимости, объясняющееся так называемыми  DX-центрами. Наши эксперименты показали, что, по всей видимости, легирующая примесь (она вводится в полупроводник, чтобы изменить его электрические свойства), находясь в состоянии такого центра, определяет не только электронные, но и механические свойства систем. В частности, то, насколько быстро затухают механические колебания в среде. Вполне возможно, что DX-центры можно будет в дальнейшем исследовать с помощью нанорезонаторов, например, тех, что мы создаем", - добавляет Андрей Шевырин.

DX центры - это особые состояния донорной (отдающей электроны) примеси в полупроводнике, которая вводится, чтобы изменить его электрические свойства. Исследование свойств DX-центров имеет ключевое значение для практических применений полупроводниковых материалов.

"Наша группа давно занимается полупроводниковыми наноструктурами на основе арсенида галлия, их свойства нам известны. Наноэлектромеханические системы - сравнительно новая для нас область, которая связывает электрические и механические свойства наноструктур, то есть находится на стыке двух направлений. Как показывают наши эксперименты, это позволяет обнаружить принципиально новые явления", - комментирует главный научный сотрудник лаборатории неравновесных полупроводниковых систем, заведующий кафедрой общей физики НГУ, доктор физико-математических наук Артур Погосов.

Работа выполнялась при поддержке гранта Российского научного фонда и госзадания, отметили в пресс-службе Института физики полупроводников СО РАН.

****