сегодня: 05.06.2020

2020-02-27 12:11:00 /РИА "Сибирь" /Новосибирск

Сибирские ученые ищут микрочастицы Тунгусского метеорита в озерах Эвенкии

Все предположения о природе Тунгусского метеорита или Тунгусского космического тела, взорвавшегося и упавшего в Восточной Сибири в 1908 году до сих пор остаются только гипотезами.

Ученые Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН совместно с коллегами из Института геологии и минералогии имени В. С. Соболева, государственного природного заповедника "Тунгусский", Института биофизики СО РАН исследуют следы катастрофы, чтобы восстановить ее сценарий. В последних исследованиях была показана возможность поиска микрочастиц внеземного происхождения с помощью синхротронного излучения (СИ) в датированных методом радиоуглеродного анализа слоях донных отложений. В слоях, датируемых 1908-1910 годом, присутствуют индикаторные микроэлементы, позволившие ученым сделать вывод о возможном присутствии в них космического вещества. Предварительные результаты цикла исследований опубликованы в журнале "Известия Российской академии наук".

"Загадка Тунгусской катастрофы беспокоит ученых и общественность. Многие специалисты, принимая участие в экспедициях, не теряют надежду разгадать сценарий катастрофы 1908 года, - рассказывает заместитель директора по научной работе заповедника "Тунгусский", кандидат биологических наук Артур Мейдус. - Этого метеорита, как материального тела, нет, но есть сохранившиеся до сегодняшнего дня следы очень сильного взрыва и его последствий - их анализом и занимаются исследователи. Современные научные методы позволили продвинуться далеко вперед".

По словам Артура Мейдуса, один из способов - реконструкция события на основе анализа донных отложений глубоких озер. Например, озера Заповедное. "Данное озеро, хоть и находится за пределами территории, пострадавшей в 1908 году, представляет большой интерес. Оно глубокое, и илистые отложения, накопившиеся в нем, не перемешиваются, а оседают и хранят информацию прошлых лет. Среди этой информации - история непрерывных климатических изменений и катастрофических событий. Весенне-осенние сточные воды и сама река Лакура принесли в это озеро следы Тунгусской катастрофы, так как событие сопровождалось масштабными пожарами, выбросом в атмосферу частиц материи как земного, так и космического происхождения", - поясняет Артур Мейдус.

Возможность целенаправленного поиска микрочастиц внеземного происхождения в датированных слоях донных отложений показали эксперименты с применением современных методов микроанализа, таких как рентгенофлуоресцентный анализ с использованием СИ (сканирующий микро-РФА-СИ). Специалисты отработали данную методику на примере донных отложений озера Заповедное, выявили слой, датируемый 1908-1910 годами, микрочастицы и вкрапления размером менее 10 микрон, по некоторым особенностям своего состава схожие скорее с внеземным веществом, нежели с веществом земного происхождения.

"Согласно современным моделям, взрыв Тунгусского "гостя" произошел на высоте около 8-10 км. Волна в эпицентре, идущая вертикально вниз, просто обрезала ветки деревьев, оставив нетронутыми стволы, а распространявшаяся в стороны положила лес на территории в 2000 кв километров, - рассказывает старший научный сотрудник лаборатории литогеодинамики осадочных бассейнов Института геологии и минералогии СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Андрей Дарьин. - Деревья вывернуло с корнем, и уже весной следующего года произошел смыв терригенного вещества в озера, где оно и осело толстым слоем. В пробах донных отложений озера Заповедное мы обнаружили четко-выраженный светлый слой, состав которого (повышенное содержание калия, титана, рубидия, иттрия и циркония) позволяет связать его с последствиями взрыва ТКТ. Таким образом, мы знаем, в каком слое донных отложений могут содержаться частицы внеземного вещества. Критерии поиска, то есть набор элементов, которые являются индикаторными, мы определили в более ранних работах с образцами Челябинского и Сихотэ-Алинского метеоритов. Следующий шаг предполагает поиск микрочастиц необычного элементного состава с использованием синхротронного излучения. Теперь мы знаем, где их искать - если вещество внеземного происхождения есть на изучаемой территории, то оно будет сконцентрировано внутри слоя 19081910 ггодов".

"Рентгенофлуоресцентный анализ - неразрушающий метод изучения элементного состава. По положению пика на шкале энергий мы определяем химический элемент, а по интенсивности пика - содержание элемента в образце. Этот анализ с возбуждением синхротронным излучением позволяет исследовать содержание элементов с относительными концентрациями от единиц процентов до миллионных долей, в зависимости от конкретного химического элемента в геологических образцах и поглощающей матрицей основного состава, - объясняет младший научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН Федор Дарьин. - Использование поликапиллярной рентгеновской оптики позволяет уменьшить пространственное разрешение до областей с поперечным размером порядка 10 мкм. Изучаемый нами совместно с геологами слой выделяется на фоне темноокрашенных глин с тонкой слоистостью белым цветом и толщиной 5-8 мм. Такой большой слой отложился из-за повышенного сброса материала в озеро. Внутри именно этой области могут быть частицы внеземного происхождения".

Эксперименты по изучению донных отложений методом рентгенофлуоресцентного анализа с использованием синхротронного излучения проходили на станции "Локальный и сканирующий рентгенофлуоресцентный элементный анализ" центра коллективного пользования "Сибирский центр синхротронного и терагерцового излучения" Института ядерной физики. Одной из важных частей нового эксперимента является настройка оборудования на экспериментальной станции.

"Предварительная настройка станции, юстировка блока поликапиллярных линз для нового эксперимента может занимать два-три дня, - рассказывает младший научный сотрудник Института ядерной физики Дмитрий Сороколетов. - Автоматизация работы блоков с поликапиллярной оптикой и сканерами проводилась мною ранее, в том числе была добавлена поддержка нового, используемого на станции, оборудования непосредственно перед проведением экспериментов. Мы очень тщательно готовимся к экспериментам, ведь если оптику настроить неправильно, то появятся различные эффекты, такие как асимметрия, "хвост", удвоенные артефакты, портящие нам картинку".

В проекте "Анализ устойчивости биоразнообразия на территории заповедника "Тунгусский", в рамках которого проходят данные исследования, участвуют институты СО РАН и университеты Красноярска, чешские и итальянские университеты и научно-исследовательские институты. Стоит отметить, что задача проекта намного шире. Одна из главных целей - создание прогнозов будущих климатических изменений на территории России.

"Для прогнозов будущих климатических изменений важно знать циклические закономерности изменений температуры и влажности, которые не зависят от деятельности человека, - поясняет ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН, доктор биологических наук Денис Рогозин. - Эти циклы можно выявить только с помощью реконструкции палеоклимата, то есть "расшифровки" палеоархивов. Такими архивами являются озерные отложения. Реконструкции климата сделаны по разным регионам Сибири, но озеро Заповедное находится в центре огромной территории, почти совсем неизученной с этой точки зрения. Реконструкция климата по данному озеру позволит заполнить более равномерно климатическую карту прошлого Сибири".

Справка.

Центр коллективного пользования "Сибирский центр синхротронного и терагерцового излучения" Института ядерной физики СО РАН специализируется на фундаментальных и прикладных работах, связанных с использованием пучков синхротронного и терагерцового излучения, на разработке и создании экспериментальной аппаратуры и оборудования для таких работ, на разработке и создании специализированных источников синхротронного и терагерцового излучения. Ежегодно в центре работают десятки российских и зарубежных организаций, сообщили в ппресс-службе ИЯФ СО РАН.

Cмотрите также:  Наука  Новосибирская область  Красноярский край